Победитель конкурса Наставник Волкова Галина Владимировна рассказала на телеканале Кубань 24 в эфире программы «Через край» о своем проекте

Версия для слабовидящих

Победитель конкурса Наставник Волкова Галина Владимировна рассказала на телеканале Кубань 24 в эфире программы «Через край» о своем проекте

Тематическое  направление нашего проекта относится к фундаментальным исследованиям в области обеспечения продовольственной и экологической безопасности в условиях региона. Проект посвящен изучению влияния растения-хозяина на вирулентность некоторых групп фитопатогенов. В качестве растений хозяев рассматривались основные для Краснодарского края озимые культуры – пшеница и ячмень, в качестве патогенов – возбудители желтой ржавчины пшеницы и сетчатой пятнистости ячменя, способные наносить значительный экономический ущерб. Исследование обладает значимостью на региональном уровне, поскольку выявление новых особенностей взаимодействий в системе «патоген-сорт растения-хозяина» обладает не только фундаментальной, но и потенциальной прикладной значимостью для разработки стратегии защиты зерновых культур, предотвращения эпифитотий болезней, что крайне важно для Краснодарского края, как ведущего региона по производству зерна в России.

В состав команды вошли молодые кандидаты наук, старшие научные сотрудники Ольга Кудинова и Анастасия Данилова, имеющие значительный опыт научной работы; аспиранты — Ирина Матвеева, Юрий Ким, Олеся Мирошниченко, ведущие активную научную и публикационную деятельность; магистр 2 курса обучения КубГАУ, Александр Григорьев и двое школьников 10-х классов г. Краснодара Клычников Егор и Алена  Смирнова. Школьники являются многократными победителями и призерами муниципальных и региональных этапов Всероссийских олимпиад по химии, биологии, экологии, имеют многократный опыт участия в проектной и научной деятельности естественно-научной направленности,  членами МУ ДО «Малая академия».

Школьники принимали самое активное участие в выполнении всех запланированных по проекту задач, начиная от участия в информационном поиске по проблеме, заканчивая экспериментальной работой в лабораторно-тепличных и полевых условиях по оценке пораженности болезнями сортов зерновых культур, изучению структуры популяции патогенов по вирулентности, осваивая микологические, фитопатологические методы исследований, приобретая навыки работы с современной оптической техникой, микробиологическим оборудованием.

Совместно с более опытными молодыми сотрудниками они учились планировать и проводить научные эксперименты, обобщать полученные результаты, готовить научные статьи (с их активным участием подготовлены 3 научные публикации в журнале «Молодой ученый» и в сборнике международной конференции, размещенной на платформе WoS). Они приняли участие в конференции, выступив с научными докладами.

Задачи, которые я ставила перед собой, как руководитель проекта, вытекают из условий самого конкурса:

-создание условий для профессиональной самореализации в области фундаментальных научных исследований молодых ученых и учащихся образовательных учреждений Краснодарского края;

-поддержка талантливой молодежи;

-развитие института наставничества на Кубани;

-включение научных организаций Краснодарского края в реализацию Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827.

В процессе выполнения задач по проекту школьники знакомились  с основами фитопатологии, микологии, популяционной биологии, иммунитета зерновых культур к болезням; у них воспитывался интерес к науке, сельскохозяйственной биологии, научным исследованиям, профессии ученого.

Мы четко осознаем, что наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие любой организации, региона в целом.

Такова политика ФГБНУ ФНЦБЗР в отношении молодежи, школьников.

Хочу также отметить роль региона, Администрации Краснодарского края, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в появлении этого конкурса и развития наставничества в целом. Это дальновидная политика в привлечении интереса, затем и подготовки профессионалов, специалистов, которые дальше пойдут работать в АПК региона, и будут создавать развитую экономику края,  укреплять благосостояние региона.